Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая 'Вятка'
   · Двухколесный 'Самовар'
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
120 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Čezeta-501
ТАРАХТЯЩИЙ ИМПОРТ - история Чехословацкого мотороллера



Скутеры Čezeta (Cezeta<Чезета>) в Советском Союзе являли собой особый <подвид> мотороллеров


Символ Чехословакии

Эпоха расцвета Советского Союза: Я не берусь утверждать, что именно на времена хрущевской оттепели пришелся этот расцвет, но почему-то хочется верить. Это тем более странно, что тех времен (да даже начала семидесятых!) я еще не застал. На протяжении долгого времени все "заграничное" для большинства советских граждан было труднодоступным. Достать импортные вещи считалось большой удачей. Мотоциклы Jawa и ČZ, а также мотороллеры Čezeta являлись тем самым дефицитом, к которому тянулись наши граждане больше, чем к отечественному. Причины просты - чехословацкая продукция почти всегда превосходила советские аналоги по качеству изготовления. Как ни грустно это признавать:

Čezeta, которых не так уж и много сохранилось в странах бывшего Советского Союза, сейчас желанны практически для любого любителя мотороллеров. Ради интереса проверьте: задайте вопрос "А не хотелось бы приобрести Čezeta?". Уверен, никто не откажется. А вот из отечественных скутеров наверняка будут выбирать.

Рождение легенды по имени Čezeta

Послевоенный рост интереса к дешевому транспорту породил бум мотороллеров в Италии и других государствах. Не хотели отставать и в Чехословакии. В 1950 году завод Česká Zbrojovka Strakonice (ČZ - в русской литературе принято писать "ЧеЗет" и также озвучивать эту аббревиатуру, а в новое время из-за особенностей кодировок иногда встречается написание Cezeta) решил наладить выпуск собственных разработок. Оборонное предприятие попутно производило и легкую двухколесную дорожную технику. На тот момент появились четыре различные разработки мотороллеров, и каждая интересна сама по себе.

Выбран был вариант "К-1" конструктора Ярослава Коха, известного своими довоенными разработками мотоциклов. Он создал довольно известный (как говорится, "в узких кругах": не многие знают, о чем идет речь) Praga BD, и еще с тех давних пор тесно сотрудничал с заводом ČZ. Что интересно: еще в 1940 году Кох запатентовал мотороллер с несущим кузовом. Тот, правда, в серийное производство не пошел. Свой второй - на этот раз послевоенный - прототип он представил на пражском автосалоне в 1947 году. Создатель мотороллера получил немало откликов. Прежде всего, в связи с необычным внешним видом.

В 1956 году был представлен очередной прототип, а годом позже серийно были выпущены первые 300 экземпляров мотороллера Čezeta 501. Еще через год мотороллер 501/01 экспортировался уже в 20 стран мира! Более того, Čezeta выпала честь стать первым одноколейным транспортным средством Чехословакии, который собирали за рубежом по лицензии. Небольшие партии мотороллеров в 1960 году собирались: аж в Новой Зеландии, но под названием "N-Zeta" (видимо, очень понравилась созвучность аббревиатур ČZ и NZ (New Zealand)).

В Советском Союзе скутеры Čezeta пользовались заслуженным уважением. Тем более интересным казалось появление мотороллера с двигателем 175 кубических сантиметров, когда у нас производились только "Вятки" с моторами 150 куб.см и "Тулы" с объемом 200 куб.см. Возможно, именно появление Čezeta послужило причиной того, что не были реализованы планы по выпуску отечественными заводами мотороллеров такой же кубатуры.


Чехословацкое "пижонство"

Надеюсь, читатель, ты уловил иронию (а не издевку!) в моих словах, вынесенных в подзаголовок. А все почему? Čezeta все-таки удивляла не только (и, может быть, не столько) техническими решениями, сколько внешним видом. Необычайно длинный для мотороллеров того времени, Čezeta и выглядел "не как другие". "Венцом" дизайна была передняя часть кузова, напоминающая торпеду. В верхней ее части располагался топливный бак, а на "носу" - фара. Среди владельцев Čezet даже бытовала шутка, мол, головной свет, "вживленный" в нишу бензобака - это "детонатор". Правда, практика показала, что чехословацкие скутеры воспламеняются не чаще, чем любые другие, даже при самых неприятных ДТП.

А поскольку бензобак не располагался там, где "должен быть у обычных мотороллеров", под сиденьем водителя освобождалось значительное пространство для багажа, запчастей и инструмента. Большие - 12 дюймов - колеса до сих пор нечасто встречаются на скутерах.


Модель 501

Не каждый знаток мотоциклов и мотороллеров сумеет "с ходу" отличить разные варианты Čezeta. Вообще существовали три варианта легковых мотороллеров-одночек. Это модели ("типы" у чехов - typ, то есть "тип") под номерами 501, 502 и 505. Различные варианты этих моделей шли под цифровыми обозначениями через дробь. Например, самый первый скутер Čezeta от 1957 года шел просто как Typ 501, затем стал называться как 501/01.

Итак, на всех мотороллерах модели 501 двигатель применялся обычный мотоциклетный ČZ 356 (8 л.с. (5,9 kW)). Электрика была шестивольтовой, генератор - сорокапятиваттный. Постепенно в конструкцию вносились изменения. В 1958 году над бензобаком Čezeta 501 появился багажник, а в правой части "приборной панели" - еще и часы. До этого на вертикальной дверце с внутренней стороны щитка располагался амперметр и замок зажигания. После замок зажигания "переехал" на верхнюю часть щитка, туда же, где и спидометр. А сама дверца осталась "пустой".

Система воздушного охлаждения цилиндра на 501/01 была примитивной - набегающим потоком воздуха, как на мотоциклах. Но другие европейские мотороллеры тем и выделялись на тот момент, что имели принудительную систему охлаждения, ведь двигатель был закрыт капотом и нормальный теплоотвод было обеспечить очень сложно. И модель 501/03 уже получила вентилятор, который вращался ремнем от шкива, установленного на коленвале.

Модели 501/01 и 501/03 имели следующие отличия: задней подвеской маятникового типа служил картер цепной передачи. При этом поддержка колеса была только с одной стороны. Амортизаторов как таковых не было, была демпфирующая резиновая подушка.

Следующая Čezeta - 501/05 - получила в добавок динамостартер, и теперь для того, чтобы завести мотор не обязательно было дергать рычаг кикстартера. У этой же модели, а далее и других последующих, подвеска заднего колеса была классической рычажной, удерживающей колесо с обеих сторон, и в системе демпфирования уже применялись два мотоциклетных амортизатора.

Мотороллер Čezeta оказался удобен и для поездок по городу, и для загородного туризма, и для путешествий на дальние расстоянии. Своей надежностью - при всех возможных недостатках - чехословацкий мотороллер просто покорял. В 1958 году издание "Мир моторов" опубликовало отчет о протяженном путешествии длиной 6000 километров!

Всего мотороллеров Čezeta модели 501 было выпущено 43 000 штук.

Павел ДОЛГАЧЕВ
Май 2007 года, Калининград (Россия)









Copyright © Советские мотороллеры Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-06-13 (60038 Прочтено)

[ Вернуться назад ]




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.00 секунды